МБОУ Аларская СОШ
с. Аларь
  • Информационная безопасность

    Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. Поэтому система информационной безопасности образовательного учреждения должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены школы и института любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся в образовательной организации.

    Основное изображение материала.

    Детские безопасные сайты

    Детям до 10 лет:

    Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского –

    Лаборатория Касперского подготовила брошюру для учеников младших классов "Азбука информационной безопасности"

    http://www.smeshariki.ru/parents#3
    Советы от Смешариков: об осторожном поведении в интернет-игре

    https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/
    Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"

    https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/
    Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.

    http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html
    Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.

    http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru
    Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов.

    http://www.spas-extreme.ru/themes/internet_bezopasnost
    Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим

    Детям от 11 до 14 лет:

    https://www.edu.yar.ru/azbuka/
    Азбука цифрового мира

    http://i-deti.org/comic/
    Комиксы «Приключение Степы в Интернете».

    http://i-deti.org/video/
    Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

    http://www.saferunet.ru/teenager/
    Центр безопасного интернета в России: подросткам

    https://stepik.org/course/191/ 
    Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.

    Детям от 15 до 18 лет:

    https://www.edu.yar.ru/azbuka/
    Азбука цифрового мира

    Цифровая карта безопасности школьника
    Проект, созданный учеником 11 класса из Ханты-Мансийского АО Тимуром Якшимбетовым  при поддержке портала Проектория и компании Group-IB

    http://персональныеданные.дети/
    База материалов в виде правил, презентаций, тестов и игр, объясняющих  важность сохранности личной информации при использовании цифровых технологий.

    http://www.saferunet.ru/teenager/
    Центр безопасного интернета в России: подросткам

    https://stepik.org/course/191/ 
    Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.

    Родителям

    Педагогам

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    "Интернет: возможности, компетенции, безопасность." Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников 

    Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования: "Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете"

    Методическое пособие для работников системы общего образования. "Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Практикум" Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В.

    Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования: "Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете"

    Памятка по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

    Методическое пособие для работников системы общего образования.

    Методическое пособие для работников системы общего образования. "Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Практикум" Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.

    • ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.

    • 1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.

    • school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    • ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

    • pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет. SkySmart – онлайн-школа для детей и подростков.

    • Фоксфорд.ру — возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии.

    • Youtube-канал Drofapublishing — архив вебинаров авторов учебников, ученых, преподавателей, учителей-практиков, открытые уроки, интервью с ведущими специалистами.

    • Медиатека «Просвещения»— это электронные учебники издательства, а также доступ к другим полезным материалам: рабочим программам, методическим пособиям, курсам повышения квалификации, интерактивным рабочим тетрадям.

    • Образавр – бесплатная интерактивная онлайн-платформа для изучения школьных предметов: уроки по школьной программе, тренажеры, обучающие карточки и многое другое.

       

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

      Начальная школа

    В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:

    • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
    • как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
    • как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
    • Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу.

      В помощь учителю:

    • Урок по теме «Безопасный и полезный интернет», рассчитанный на учащихся 2--4 классов (разработан компанией МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет). Тематика и методика урока спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных (презентация к уроку, учебное видео).
    • В качестве видео заставки для классного часа или урока можно использовать мультфильм «Безопасный интернет»     

        Среднее звено

    В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся:

    • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
    • как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
    • как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
    • с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
    • с адресами помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2000-122).
    • Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.

      В помощь учителю:

      1. Беседу с учащимися можно организовать по материалам презентации.

      2. Примерные вопросы для обсуждения круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»:

    • Для чего нужен Интернет?
    • Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?
    • Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?
    • Как защититься от мошенничества в сети Интернет?
    • Что такое безопасный чат?
    • Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
    • Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?
    • Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

      3. Темы для докладов учащихся могут быть следующими:

    • Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей.
    • Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных.
    • Клевета в Интернете.
    • Безопасные пароли.
    • Как избавиться от своих материалов, опубликованных на посторонних ресурсах.
    • Доступ к чужой переписке: правда или миф?
    • Тестирования через Интернет.
    • Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
    • Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
    • Сетевые сообщества в играх.
    • Секты в Интернете.
    • 4. По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет»

    Старшая школа

    В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся:

    Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.

    Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

    В помощь учителю:

    • Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
    • По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».

                                                

    • Мероприятия Лиги безопасного интернета.  Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.

    • Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета. Фонд основан в 2000 году. Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий

    • Международный проект «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

    • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков;

    • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»;

    • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»;

    • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».

    • Фонд развития Интерент ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства  образования и науки РФ Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова "Интернет: возможности, компетенции , безопасность", Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В.
    • Здоровье и безопасности детей в мире компьютерных технологий и интернет, учебно-методический комплект (Москва, Солон-пресс) 2010
    • Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания. — М.: ООО «МегаВерсия», 2006

    .

    Единыйурок.рф - официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования. Сайтпредлагает профессиональные педагогические программы и мероприятия для повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Программы, рекомендованные Минпросвещения России и Минобрнауки России актуализированы в соответствии с новыми ФГОС и ФООП, а высокое качество обучения подтверждает их включение в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования Минпросвещения России. Организаторы обучения включены в перечень образовательных организаций, в которых работники образования могут проходить обучение согласно приказу Минобрнауки России от 11.01.2023 № 29 подробнее

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике